Ценно, что остался неоднозначный момент конфликта между ополченцами на тему: сбрасывать ли в шурф тела врагов. В шурф сбросили еще живых молодогвардейцев. И, глядя на ополченцев, уже понятно: эти подобное делать не будут. Да, бодрый хлопец может прихватить со стола кусок чужой курицы, но он не будет выдирать изо рта женского трупа золотые зубы. Не будет. Этому веришь. Это чувствуешь на общем пространстве сцены, где зрители сидят в нескольких шагах от актеров.
… При ближайшем рассмотрении почти все ополченцы оказывались на редкость добры и жизнелюбивы. И некая, касающаяся больших политических вопросов, ополченская наивность только подтверждала общее впечатление. Оттого, что наивность эта – взрастала на вере в саму возможность существования истины и добра.«Ополченский романс» Захар Прилепин.
Литературная основа «Романса» перенесена на сцену успешно, и режиссерское решение соответствует материалу. С чувством меры, без «надрывов и разрывов» Анна Бабанова создает мозаику характеров и обстоятельств, через которую пробивается свет понимания: эта война в защиту, а не в нападение.
Интересно, что мозаичность эпизодов спектакля не создала ощущения раздробленности и фрагментарности. Связующие элементы: шелест полиэтилена, пение романса, черный клоун – сработали на целостность атмосферы. Единственное, что я возможно упустила, это момент с датой на воздушном шарике. Осталось ощущение, что на нем застыла цифра 2014. Не помню: менялся ли шарик? Таймер 2014, 2016, 2018, 2020, 2022 добавил бы сценическому времени остроты и запустил события спектакля к моменту столкновения с настоящим. Хотя, возможно, так оно и было, и момент с датой просто выпал из памяти.
…Очень помогло, что мы сидели на сцене. Когда чувствуешь, как прогибаются доски сцены под ногами актеров, когда дышишь с ними одним воздухом – это дает чувство сопричастности.
Впечатлил момент, когда реальный зрительный зал превратился в сюрную черную яму, из которой возникли лица шахтеров.
Отмечу сценографию спектакля: минималистичную и внятную. Мелькала мысль, что постановке не помешал бы дополнительный бюджет. Деньги в умелых руках вообще редко мешают: часть декораций и визуальных решений можно бы было вывести на более зрелищный уровень. Однако оформление сложилось в достаточно стройную картину и не отвлекало от главного: размышлений о жизни и войне.
Какое это удовольствие – слушать со сцены умный, сложный текстВсе-таки, немного задело, что в «Романс» оказались вплетены фрагменты из книги
«Не чужая смута». Они другие по тональности и взгляду на ситуацию. Не спорю: монолог об интересах России и коллективного Запада весьма доходчиво объяснял подоплеку войны, но он выпадал из более камерной реальности «Романса», где нет правителей сверхдержав: есть люди, нашедшие себя в отстаивании своей правды, лепящие себе характер и лица заново.
… Раз и навсегда поставить галочку в пересчете свершившегося с ним за прожитую жизнь: я однажды выиграл бой, я – смог.«Ополченский романс». Захар Прилепин
Все-таки, думаю, что в тексте самого «Романса» осталось много моментов, которые были бы более уместны во второй половине спектакля, чем размышления о геополитике. Ведь какое дело до сверхдержавных планов простой малороссийской бабке, у которой дочка в России, один сын в ВСУ, а другой в ополчении?