Позволю себе размышление вслух: в пьесе у Вас темой невыразимого женского и особенно материнского горя показано, какие последствия влечёт в принципе понятное нежелание обывателя разбираться в политике, вступать в идеологические конфликты. Люди, которым некогда было смотреть телевизор и следить за новостями, люди, которые просто жили, просто растили детей, просто добывали хлеб насущный, обустраивали свои дома, оказываются в буквальном смысле на пепелище: лишенные и детей, и хлеба, и дома… Вы показываете и ту конкретную точку невозврата, тот уровень гражданской осознанности, социальной включенности, когда конфликт можно было решить: школьный утренник 97-го года, когда срывают плакаты на русском языке. Возникает очень сложный вопрос: а как было надо? Может ли современный человек и особенно художник, писатель, полностью перепоручить вопросы государственности и страны власти, или он обязан быть в них вовлечённым на определённом уровне?Думаю, Вы задаёте один из самых сложных, можно сказать, краеугольных, философских вопросов нашего бытия. Может ли вообще конкретный, обычный человек повлиять на современность? Может ли он изменить ход истории? Где та граница, которая лежит между мудростью житейской, попыткой сохранить стабильность повседневного существования, в том числе собственной семьи, и отстранением от общества, изоляцией себя? Что, если это самоустранение станет массовым явлением и сможет привести к страшным последствиям?
Очень сложные вопросы. В истории мало стран и народов, которые прошли проверку на мудрость в ответах на них. Однажды мне один глубокоуважаемый мной философ сказал, что по большому счёту всё равно (как ни странно для нас это будет звучать), при каком государственном строе мы живём. Всё упирается в нравственность конкретных людей, из которых состоит общество. Понимаете, при самом лучшем строе, если люди жадные, нечестные, завистливые, то и общество будет ужасным, самые лучшие законы не будут работать. Не поставишь же рядом с каждым честного проверяющего, да и где их найти в достаточном количестве? В общем, единственный способ для нас всех – быть каждому честным и нравственным.
Что касается писателей, художников, драматургов – так получается, что их произведения воспринимаются людьми как обобщение, концентрация опыта современников. Художникам слова нужно быть особенно осторожными в своём творчестве, нужно проверять его собственной совестью: насколько созданное ими полезно нашему миру. Не разрушают ли их произведения души людей. Государство – это во многом машина. Одухотворяют его деяния люди. Поэтому, конечно, если у человека есть талант литературный, у него есть и ответственность за то, что он пишет.
Говорят, что войны начинают мужчины, а мужчин воспитывают женщины. У Вас женская пьеса, где пять женщин, пострадавших от войны, стремятся быть услышанными воюющими мужчинами. Какова была реакция мужчин на первые показы / чтение? Когда мы обсуждали пьесу на семинаре
Национальной Ассоциации Драматургов (НАД), то несколько мужчин драматургов говорили, что были потрясены. Один из них сказал, что, прочитав пьесу, заплакал, и час ходил по квартире, не мог успокоиться. Пьесу несколько раз представляли на фестивалях, каждый раз в зале плакали, зрители обнимали актрис, воспринимая их как реальных дончанок, а не персонажей пьесы.