23 ЯНВАРЯ 2025
ВРЕМЯ НОВЫХ АРХЕТИПОВ: ВОИН, (ЛЖЕ)МУДРЕЦ, СЕСТРА
Фольклорный центр «Москва»

ОТЗЫВ НА СПЕКТАКЛЬ
«ТЕНИ ДОНБАССА»

Олег Рой фигура на общественном и литературном поле заметная. Его тексты про СВО уже трижды поставлены на театральных сценах Москвы: как часть музыкально-поэтической композиции «Настоящие» во МХАТе имени Горького и как спектакли «Неотправленные письма» в театре Моссовета и «Тени Донбасса» в ФЦ «Москва».

Сегодня речь именно о третьем спектакле.

Как показать войну на театральной сцене?

Вспоминаю уже просмотренные постановки на тему СВО и Донбасса. Спектакль «Ополченский романс» по книге Захара Прилепина можно отнести к жанру философского роуд-муви. Герой проходит путь к новому себе через ряд испытаний и обращается к зрителям с монологом рефлексией, призванным задуматься о собственной позиции.

«Данькина каска» по пьесе Егора Черлака и поэме Александра Твардовского построена на традициях выступлений концертных бригад. Песни и стихотворный текст помещают в центр внимания солдатский быт, отношения с армейским братством, дают возможность передохнуть от ежедневного напряжения.

У спектакля «Тени Донбасса» по книге Олега Роя другой подход: перед нами реалистичные сцены военных будней, объединенные монологами Автора, человека из мирной жизни.


Люди в форме: раненые, умирающие, терпящие боль в перевязочных и операционных. Люди с оружием в руках и кровью на лицах. Как их сыграть, чтобы они стали по-настоящему живыми для сидящих в зале?

Уже первая сцена показывает: главная и безусловная удача постановки – ее актерский состав.

Этим актерам веришь.

К бойцам СВО выходит сельский подросток, прятавшийся от обстрелов в подвале, и зачем-то просит русского лейтенанта дать ему подержать автомат. На кого он направит оружие? Чем закончится его предложение показать дорогу? Напряжение возникает сразу, но спектакль не тратит время на раскачивание качелей подозрительности и тревоги, а стремительно развивается дальше, вызывая чувства более глубокие и осознанные.

Признаюсь, поначалу было опасение, что переиграют, замажут тему клюквой. Но и Андрей (Давид Данцингер), и лейтенант Звягинцев (Дмитрий Костяев), и особенно Батя (Алексей Гущин) играют как живут. Каждый вдох, каждая интонация к месту и в тему.



театр СВО: спектакль "Тени Донбасса" по книге Олега Роя режиссер Антон Непомнящий ФЦ "Москва": фото постановки и отзыв
Произнесенный со сцены, текст Олега Роя становится реальным голосом вежливых мужчин в форме. Он наглядно показывает их способность спокойно, без мата и крика, задать любой вопрос и дать любой развернутый ответ, найти жизненно важное решение.

Архетип: Воин

Что только не пытались сделать с мужественностью, начиная с нулевых. Мачизм, метросексуалы, асексуалы, бруталы, токсичная мужественность, новая маскулинность, нежный брутал (это чтобы эмпатичный, душевный и горячий как метросексуал, но при этом безобидный как асексуал)... Запросов было много.

Оказалось, все они разбиваются о бронежилет и каску как воробушек о скалу.

Смотришь на сцену и понимаешь: архетип мужчины неотделим от способности защищать и отвоевывать то, что он считает своим по праву рождения. Вот та самая непоколебимая мужественность. Крепкая, как земная твердь.

Спектакль развивается дальше. Своих не бросаем – фраза абсолют. Но что делать, если приказ уходить дает раненый старший по званию? Брось меня и уходи. Как сыграть эти несколько мгновений внутреннего выбора?

В кино на подмогу придут десятки камер, крупный план, осветители и гримеры, которые выгодно подчеркнут капли пота и морщины.

На театральной сцене есть только актер и его голос.

В этой части спектакля поражает удивительно органичный образ солдата Синицына (Иван Непомнящий). Такое открытое честное лицо было у летчика Смуглянка в фильме «В бой идут одни старики». Казалось, что и лиц таких после 90-х и нулевых не осталось. Ан нет, здесь они, рядом. Просто как-то не попадали в фокус режиссерского внимания.

Фиксируем: архетип Воина-Защитника сменяет архетип Разбойника.

Синицын (Иван Непомнящий) отыгрывает момент прощания с раненым Батей (Алексей Гущин) так, что понимаешь: вот он, Мужчина. Боец.

театр СВО: спектакль "Тени Донбасса" по книге Олега Роя режиссер Антон Непомнящий ФЦ "Москва": фото постановки и отзыв
Что может противопоставить такому мужчине, прошедшему на войне через такой выбор, рядовой(ая) нетвойнист(ка)? Бросить в лицо биоразлагаемый стаканчик из-под лавандового рафа? Так мужчина не дрогнет. Бровью не поведет. И выполнит поставленную задачу.

Архетип: (Лже)Мудрец

Вторую часть спектакля составляют истории девушек военных медиков. Но перед ними есть одна «мирная» сцена, о которой стоит поразмышлять отдельно.

Спектакль ведет Автор (Георгий Данцингер). Ведет отлично: монологами из зрительного зала от лица того самого русского интеллигента, который легко цитирует Михаила Шолохова, и который, даже когда бездействует, на самом деле наблюдает и размышляет. Уверенная заявка на архетип Мудреца.

В середине спектакля Автор из наблюдателя и комментатора перевоплощается в непосредственного участника событий: успешного москвича, старшего брата, пытающегося отговорить сестру медика от решения добровольно отправиться на Донбасс.

В какой-то момент он переходит на бессильный крик: «Я запрещаю! Что ты там забыла?» Истерящий мужчина в дорогом пиджаке, чей эмоциональный диапазон мгновенно сужается до двух значений: страху за собственное благополучие и недоверию / презрению ко всем, кто думает иначе. Личина Мудреца спадает. Перед нами тот самый Лжемудрец из истерик 2022 года.


театр СВО: спектакль "Тени Донбасса" по книге Олега Роя режиссер Антон Непомнящий ФЦ "Москва": фото постановки и отзыв
Память о криках «позор» и «я покидаю эту страну», поднявшихся в том числе и в театральной среде, еще свежа. Если подумать, сколько времени нужно на выход спектакля: поиск материала, репетиции, создание декораций, то понимаешь: режиссер Антон Непомнящий готовил «Тени Донбасса» в атмосфере, когда откровенная конфронтация в лучшем случае соседствовала с молчанием или саботажем.

Тем и ценен вошедший в спектакль момент с истеричной попыткой запрета поддержки СВО. «Тени Донбасса» наводят четкую военную оптику на виток недавних умонастроений московских гостиных и выявляют уже тогда существовавшее противостояние внутри либерально-креативной среды.

Фиксируем: бессилие архетипа Лжемудрец.

театр СВО: спектакль "Тени Донбасса" по книге Олега Роя режиссер Антон Непомнящий ФЦ "Москва": фото постановки и отзыв

Женщины на войне: взгляд современного театра

Архетип: Сестра

Интенсивный темп прозы Олега Роя продолжает формировать театральное действие. Вновь перед нами те, кто уже сделал свой выбор: женщины военные медики.
Самая сильная часть спектакля – сцена в операционной. Когда огромный взрослый мужик сходит с ума от боли и из последних сил юморит, чтобы не испугать молодых девчонок. А они, не теряя самообладания, делают грязную, неприглядную, такую негламурную работу, пока их ровесницы и ровесники прожигают жизнь на Патриках.

Эпизод совершенен и по драматургии, и по актерской игре. Если кто-то ищет материал для короткометражного фильма о героях современности – вот готовый сценарий.

Фиксируем: вернувшийся на театральную сцену архетип Сестры (милосердия) ожидаемо выигрывает у мультиформатных Блудниц.
театр СВО: спектакль "Тени Донбасса" по книге Олега Роя режиссер Антон Непомнящий ФЦ "Москва": фото постановки и отзыв
Каждая фраза, каждый взгляд воспринимаются как глоток свежего воздуха. И тема влюбленности и первой встречи двух молодых людей оказывается как нельзя кстати.

Снова стопроцентное попадание в образ: рядовой Карузо (Павел Стукалов). Тот самый нежный брутал и патриот из креативного класса. Тот самый думающий и чувствующий солдат, который оказывается внимательнее и человечнее оставшихся на гражданке.

театр СВО: спектакль "Тени Донбасса" по книге Олега Роя режиссер Антон Непомнящий ФЦ "Москва": фото постановки и отзыв
Скажете, таких не бывает? Жизнь показывает, что бывает. Погибли на СВО автор «Уральских пельменей» бард Игорь Истомин, режиссер Рязанского музыкального театра Александр Сапрунов, актеры Леонид Гусаров, Михаил Пекцоркин, Евгений Шишов, поэт Олег Гегельский…

Скорбный список.

театр СВО: спектакль "Тени Донбасса" по книге Олега Роя режиссер Антон Непомнящий ФЦ "Москва": фото постановки и отзыв

Надежда на финал

Тема неизбежности потерь и обретения через них себя возникает в спектакле ближе к финалу. Когда все персонажи выходят вместе на сцену, понимаешь: каждый эпизод, каждая рассказанная в спектакле история отыграла свое на максимум.

Работа режиссера Антона Непомнящего сосредоточенно точна. Мизансцены «Теней Донбасса» выстроены с золотым чувством меры.

Единственное, чего (пока) не хватает спектаклю, это драматургического финала. Интонация прозы Олега Роя, соразмерная сборнику коротких историй, все-таки не обладает театральной громкостью для создания завершающего аккорда в пространстве сцены.

Впрочем, в ситуации, когда спектакль заканчивается, а события на фронте продолжаются, это воспринимается с пониманием.
театр СВО: спектакль "Тени Донбасса" по книге Олега Роя режиссер Антон Непомнящий ФЦ "Москва": фото постановки и отзыв

Театр на службе у искусства и отечества

Отношение к теме СВО в театральном пространстве продолжает меняться и развиваться на наших глазах.

В июне 2024 года московская публика настороженно смотрит на малой сцене театра Пушкина гастрольный показ норильского «Ополченского романса» при красноречивом молчании театральных блогеров и критиков. А уже в январе 2025 года на показах «Настоящих» и «Сестер» встают залы МХАТа имени Горького и национального центра «Россия».

В театре служат, а не работают. В русском языке так говорят только о трех профессиях. Служат военные, священники и актеры. И каждая из этих профессий сейчас важна как никогда.

В 2025 году на сцены страны одна за другой выйдут новые постановки об СВО по книгам и текстам военкоров, эскизам драматургических лабораторий, пьесам, написанным для всероссийских конкурсов.

Театральное сообщество продолжает вносить свой вклад в осмысление актуальной истории страны.

…Помимо «Теней Донбасса», Антон Непомнящий поставил в ФЦ «Москва» еще два спектакля на военную тему: «Террикон» и «Вальс на 2/4».

До встречи в зрительном зале.

Автор произведения - Олег Рой
Режиссер - Антон Непомнящий

Автор - Данцигер Григорий
Андрейка - Данцигер Давид
Батя - Гущин Алексей
Ангел - Короткова Екатерина
Звягинцев - Костяев Дмитрий
Хирург - Бережная Маруся
Синицын - Непомнящий Иван
Карузо - Стукалов Павел

Фото: Фольклорный Центр «Москва»