5 ДЕКАБРЯ 2024

Трудитесь, братья!

отзыв на спектакль «Данькина каска»
Центрального академического театра Российской Армии
Знаете, что по-настоящему удивляет? Как бесшовно соединились советская классика и современность. Василий Теркин из поэмы Александра Твардовского и Даня Гимнастеркин из пьесы Егора Черлака, «Темная ночь» Никиты Богословского и «Русская дорога» Игоря Растеряева.

Один дух, один язык, одна страна.

Спектакль не оставляет в этом сомнений.
Знаете, что по-настоящему удивляет? Как бесшовно соединились советская классика и современность. Василий Теркин из поэмы Александра Твардовского и Даня Гимнастеркин из пьесы Егора Черлака, «Темная ночь» Никиты Богословского и «Русская дорога» Игоря Растеряева.

Один дух, один язык, одна страна.

Спектакль не оставляет в этом сомнений.
В «Данькиной каске» много здорового и крепкого:

  • современная драматургия авторства участника событий на Добассе Егора Черлака
  • харизма звезд: Сергея Селина и певицы Юты
  • талантливая музыка (композиторский дебют Тимура Еремеева)
  • молодая команда постановщиков (дебютные работы режиссера Дианы Бориной и художника-постановщика Майи Федосеевой)
  • живая связь с прототипами героев (и даже легендарный рюкзак Героя России Влада Головина в качестве реквизита)

Все это умножено на мощь сцены Центрального академического театра Российской Армии, одной из самых больших театральных площадок Европы.

Хотя по началу этой мощи и не осознаешь. Все кажется соразмерным. Зрители сидят полукругом на сцене. Актеры в центре. Атмосфера походного костра на привале или выступления концертной полевой бригады: артисты выходят прямо к тебе, работают глядя прямо в глаза.

Порой есть некоторая обрывистость, как будто спектакль еще не нарастил достаточного драматургического мяса. Кажется, что повествование распадается на отдельные сцены: вот бойцы ждут обеда, читают письма из дома, встречают певицу, приехавшую с концертом...

Но когда видишь, как удачно эта эскизность ложится на восприятие подростков и аудитории 12+, понимаешь: формат выбран не в ущерб содержанию.

Жанр литературно-музыкального представления, театрализованного концерта подходит этой истории военного братства лучше всего.

Особенно, когда сценическое пространство оживает. Задействованными оказываются все возможности театральной машинерии: свет, дым, снег, подъем на высоту, движение сценического круга.
В «Данькиной каске» много здорового и крепкого:

  • современная драматургия авторства участника событий на Донбассе Егора Черлака
  • харизма звезд: Сергея Селина и певицы Юты
  • талантливая музыка (композиторский дебют Тимура Еремеева)
  • молодая команда постановщиков (дебютные работы режиссера Дианы Бориной и художника-постановщика Майи Федосеевой)
  • живая связь с прототипами героев (и даже легендарный рюкзак Героя России Влада Головина в качестве реквизита)

Все это умножено на мощь сцены Центрального академического театра Российской Армии, одной из самых больших театральных площадок Европы.

Хотя по началу этой мощи и не осознаешь. Все кажется соразмерным. Зрители сидят полукругом на сцене. Актеры в центре. Атмосфера походного костра на привале или выступления концертной полевой бригады: артисты выходят прямо к тебе, работают глядя прямо в глаза.

Порой есть некоторая обрывистость, как будто спектакль еще не нарастил достаточного драматургического мяса. Кажется, что повествование распадается на отдельные сцены: вот бойцы ждут обеда, читают письма из дома, встречают певицу, приехавшую с концертом...

Но когда видишь, как удачно эта эскизность ложится на восприятие подростков и аудитории 12+, понимаешь: формат выбран не в ущерб содержанию.

Жанр литературно-музыкального представления, театрализованного концерта подходит этой истории военного братства лучше всего.

Особенно когда пространство оживает. Задействованными оказываются все возможности театральной машинерии: свет, дым, снег, подъем на высоту, движение сценического круга.
Грянул год, пришел черед,
Нынче мы в ответе
За Россию, за народ
И за все на свете.
Ритмичность четверостиший и трехстиший Твардовского подчеркнута сценами с перкуссией, когда бойцы стучат касками и прикладами. Она дополнена и музыкальными номерами с мужским многоголосьем и женским вокалом. Твардовский в такой практически рэперской читке звучит максимально современно.

Ритмичность четверостиший и трехстиший Твардовского подчеркнута сценами с перкуссией, когда бойцы стучат касками и прикладами. Она дополнена и музыкальными номерами с мужским многоголосьем и женским вокалом. Твардовский в такой практически рэперской читке звучит максимально современно.



Где-то к середине спектакля даже приходит мысль: а ведь это можно развернуть в полноценный мюзикл: усилить эффекты, пригласить хоровой ансамбль, усложнить хореографию... А если между эпизодами актеры будут перемещаться на моноколесах или самокатах? А может, стоит поработать над костюмами и образами девушек из концертной бригады?

Можно. Но нужно ли? Мысленно одергиваю себя за привычку к экранной зрелищности. Этот спектакль не должен быть идеальным. Ему достаточно быть человечным.

И вспоминается отзыв на «Данькину каску» от Ирины Минкиной.

Постановку действительно идут смотреть родные тех, кто сделал свой моральный выбор: мамы и отцы, жены, невесты и дети офицеров и солдат. И пока те рискуют собой там, им необходима поддержка здесь, в мирной жизни.

Театр дает передышку от ежедневной тревоги за близких. Как там они? Надежные ли рядом с ними товарищи? Хорошие ли командиры? Всего ли хватает?

Показывая на сцене военный быт как сплоченное братство, театр заменяет эту тревогу живой атмосферой надежды.

Дар сопереживания, возможность быть в одном пространстве с людьми, испытывающими очень непростые чувства, возможность разделить эти чувства.

Вот главный дар театра, работающего с темой СВО.

Театр размыкает стену отчуждения, которая неизбежно возникает при потере.
Где-то к середине спектакля даже приходит мысль: а ведь это можно развернуть в полноценный мюзикл: усилить эффекты, пригласить хоровой ансамбль, усложнить хореографию... А если между эпизодами актеры будут перемещаться на моноколесах или самокатах? А может, стоит поработать над костюмами и образами девушек из концертной бригады?

Можно. Но нужно ли? Мысленно одергиваю себя за привычку к экранной зрелищности. Этот спектакль не должен быть идеальным. Ему достаточно быть человечным.

И вспоминается отзыв на «Данькину каску» от Ирины Минкиной.

Постановку действительно идут смотреть родные тех, кто сделал свой моральный выбор: мамы и отцы, жены, невесты и дети офицеров и солдат. И пока те рискуют собой там, им необходима поддержка здесь, в мирной жизни.

Театр дает передышку от ежедневной тревоги за близких. Как там они? Надежные ли рядом с ними товарищи? Хорошие ли командиры? Всего ли хватает?

Показывая на сцене военный быт как сплоченное братство, театр заменяет эту тревогу живой атмосферой надежды.

Дар сопереживания, возможность быть в одном пространстве с людьми, испытывающими очень непростые чувства, и возможность разделить эти чувства.

Вот главный дар театра, работающего с темой СВО.

Театр размыкает стену отчуждения, которая неизбежно возникает при потере.

театр СВО: спектакль "Данькина каска" по пьесе Егора Черлака в театре Российской Армии: фото постановки и отзыв
зрительницы спектакля с певицей Ютой, фото из дзен-канала Ирины Минкиной
Каждый раз среди зрителей спектакля могут быть те, чьи родные уже не вернутся. И для них общение с артистами становится настоящей терапией.

Бесплатный доступ на мероприятия в сфере культуры участникам специальной военной операции (СВО) и членам их семей, безусловно, одно из важных государственных начинаний. И обязательное присутствие темы СВО на публичных интеллектуальных мероприятиях уровня книжных выставок и фестивалей тоже.
Каждый раз среди зрителей спектакля могут быть те, чьи родные уже не вернутся. И для них общение с артистами становится настоящей терапией.

Бесплатный доступ на мероприятия в сфере культуры участникам специальной военной операции (СВО) и членам их семей, безусловно, одно из важных государственных начинаний. И обязательное присутствие темы СВО на публичных интеллектуальных мероприятиях уровня книжных выставок и фестивалей тоже.
театр СВО: спектакль "Данькина каска" по пьесе Егора Черлака в театре Российской Армии: фото постановки и отзыв

Сопротивление определенной части среды общественным процессам не миф. Ощущала это во время многих культурных мероприятий 2024 года. Писала об этом и в отзыве на гастрольный показ в Москве норильского спектакля «Ополченский романс». В самую суть здесь попадают строчки Твардовского:

Сопротивление определенной части среды общественным процессам не миф. Ощущала это во время многих культурных мероприятий 2024 года. Писала об этом и в отзыве на гастрольный показ в Москве норильского спектакля «Ополченский романс». В самую суть здесь попадают строчки Твардовского:
Что там, где она, Россия,
По какой рубеж своя?
Тема противостояния с физическим врагом в «Данькиной каске» не является центральной. В сцене допроса молодого пленного солдата нет битвы идеологий. Есть его просьба позвонить маме.

А ответом автору Василия Теркина звучат строчки Егора Черлака, автора Дани Гимнастеркина:

Тема противостояния с физическим врагом в «Данькиной каске» не является центральной. В сцене допроса молодого пленного солдата нет битвы идеологий. Есть его просьба позвонить маме.

А ответом автору Василия Теркина звучат строчки Егора Черлака, автора Дани Гимнастеркина:
Кусок железа предок мой
словил под самым Сталинградом.
Его безусый человек
принёс с войны.
Плюс три медали.
С тех пор семейный оберег.
Как мне на фронт – с собою дали.


И вот тут можно выдохнуть. Театр наконец-то становится местом, свободным от ментальной духоты тех, кто неустанно пытается замазать стыдом гордость за прошлое и осознание настоящего.

Хорошо, что Данька Гимнастеркин оказывается тезкой другого Данилы: Багрова. Эта ниточка тоже вплетается в связь поколений, напоминает о герое, однажды пересмотревшим понятия братской дружбы.

Тогда фильм Балабанова сравнивали с таблеткой аспирина, спасшей Россию.

Сегодня своеобразным витамином Д для общества выступает спектакль «Данькина каска».


И вот тут можно выдохнуть. Театр наконец-то становится местом, свободным от ментальной духоты тех, кто неустанно пытается замазать стыдом гордость за прошлое и осознание настоящего.

Хорошо, что Данька Гимнастеркин оказывается тезкой другого Данилы: Багрова. Эта ниточка тоже вплетается в связь поколений, напоминает о герое, однажды пересмотревшим понятия братской дружбы.

Тогда фильм Балабанова сравнивали с таблеткой аспирина, спасшей Россию.

Сегодня своеобразным витамином Д для общества выступает спектакль «Данькина каска».

театр СВО: спектакль "Данькина каска" по пьесе Егора Черлака в театре Российской Армии: фото постановки и отзыв


И очень ценно, что этому помогает еще один элемент: образ честного лейтенанта из полиции 90-х Анатолия Дукалиса, ставшего с возрастом настоящим батяней комбатом.

Для актера Сергея Селина, заслужившего народную любовь и доверие благодаря «Улицам разбитых фонарей» и «Убойной силе», эта работа стала первой на сцене театра Армии.

Поразило его умение создать настроение сцены за долю секунды, дать по-снайперски точную интотонацию там, где фальши нет места.

И очень ценно, что этому помогает еще один элемент: образ честного лейтенанта из полиции 90-х Анатолия Дукалиса, ставшего с возрастом настоящим батяней комбатом.

Для актера Сергея Селина, заслужившего народную любовь и доверие благодаря «Улицам разбитых фонарей» и «Убойной силе» эта работа стала первой на сцене театра Армии.

Поразило его умение создать настроение сцены за долю секунды, дать по-снайперски точную интотонацию там, где фальши нет места.

театр СВО: спектакль "Данькина каска" по пьесе Егора Черлака в театре Российской Армии: фото постановки и отзыв

Герой Селина читает письмо девочки из Донецка, отправленное на фронт бойцам. Один из лучших моментов спектакля.

Если актерам «Ополченского романса» пришлось вспарывать настороженность московского зала как ледоколу торосы, то в этот раз все было по-другому. Действие на сцене переходило в поддержку зала естественно, как вдох сменяется выдохом. Поскольку масса зрителей, которым близка и нужна тема СВО, оказалась критически важной.

Герой Селина читает письмо девочки из Донецка, отправленное на фронт бойцам. Один из лучших моментов спектакля.

Если актерам «Ополченского романса» пришлось вспарывать настороженность московского зала как ледоколу торосы, то в этот раз все было по-другому. Действие на сцене переходило в поддержку зала естественно, как вдох сменяется выдохом. Поскольку масса зрителей, которым близка и нужна тема СВО, оказалась критически важной.
Я одну политбеседу
Повторял:
— Не унывай.
Не зарвемся, так прорвемся,
Будем живы — не помрем.
театр СВО: спектакль "Данькина каска" по пьесе Егора Черлака в театре Российской Армии: фото постановки и отзыв
Умение чувствовать театральное пространство, деление повествования на яркие эпизоды, легко запоминающийся речитатив реплик — безусловные технические плюсы постановки.

Ее творческая ценность в чистоте намерений и искренности. И это особенно ясно понимаешь, стоит лишь вспомнить не такое уж и давнее прошлое.

...Песня «Темная ночь» впервые прозвучала в 1943-м году в фильме «Два бойца». А потом еще раз в 1989-м в картине «Интердевочка», где ее голосили валютные проститутки: «И поэтому знаю со мной ничего не случится»...

Сегодня слова об ожидании, вере и уверенности в себе снова звучат от людей в военной форме.

Лучшее противоядие от стыда — чувство выполненного долга.


Умение чувствовать театральное пространство, деление повествования на яркие эпизоды, легко запоминающийся речитатив реплик — безусловные технические плюсы постановки.

Ее творческая ценность в чистоте намерений и искренности. И это особенно ясно понимаешь, стоит лишь вспомнить не такое уж и давнее прошлое.

...Песня «Темная ночь» впервые прозвучала в 1943-м году в фильме «Два бойца». А потом еще раз в 1989-м в картине «Интердевочка», где ее голосили валютные проститутки: «И поэтому знаю со мной ничего не случится»...

Сегодня слова об ожидании, вере и уверенности в себе снова звучат от людей в военной форме.

Лучшее противоядие от стыда — чувство выполненного долга.
Ну всё, пора к своим, отбой.
Удачи всем.
Трудитесь, братья!
театр СВО: спектакль "Данькина каска" по пьесе Егора Черлака в театре Российской Армии: фото постановки и отзыв
Егор Черлак
гонорар за постановку пьесы «Данькина каска» в Центральном академическом театре Российской армии драматург отдал на приобретение тепловизионных приборов, необходимых бойцам в зоне специальной военной операции.
«Верю, что мои подарки помогут сберечь жизни российских воинов, приблизят Победу. Я о ней мечтаю уже десять лет. В 2014 году в качестве бойца разведвзвода казачьего батальона мне довелось повоевать в составе народного ополчения ЛНР. Так что сомнений относительно предназначения творческого гонорара у меня не возникало».
Егор Черлак
гонорар за постановку пьесы «Данькина каска» в Центральном академическом театре Российской армии драматург отдал на приобретение тепловизионных приборов, необходимых бойцам в зоне специальной военной операции.
«Верю, что мои подарки помогут сберечь жизни российских воинов, приблизят Победу. Я о ней мечтаю уже десять лет. В 2014 году в качестве бойца разведвзвода казачьего батальона мне довелось повоевать в составе народного ополчения ЛНР. Так что сомнений относительно предназначения творческого гонорара у меня не возникало».
Пьесу в стихах «Данькина каска» Егора Черлака можно прочитать здесь.
Поэма «Василий Тёркин» Александра Твардовского доступна тут.