Долго ли Вы работаете над планом, идеей пьесы, прежде чем начать писать непосредственно диалоги?
Я не пишу план пьесы, не разрабатываю образы на бумаге в классическом понимании работы над пьесой. Основная работа — в голове. Сколько занимает это времени? По-разному, зависит от темы. Иногда несколько лет, иногда моментально возникает четкое понимание структуры пьесы, образы и характеры персонажей. Бывает и так, что в процессе работы над пьесой появляются новые герои. Так получилось в пьесе «Пепел».
«Пепел» меня удивил именно структурой. На первый взгляд, драматургический конфликт основан на приёме переписки. Однако к диалогу немецкой пары Вы добавили письма советских солдат. Как пришло такое решение?
Строки реальных писем немецких солдат, сохранившихся в качестве исторических документов, невозможно читать без содрогания. Вот цитата из письма солдата вермахта жене, в котором он говорит о подарке, высланном им с Восточного фронта маленькой дочери: «Голубая шерстяная кофточка тоже для нашей куколки. На кофточке пятна крови, но надеюсь, что ты сможешь их вывести. В полевых условиях мне трудно заниматься стиркой».
Или: «…мы сожгли деревню. Согнали всех жителей в большую избу, облили керосином и подожгли. Моя милая крошка, ты представить не можешь, насколько зрелище было завораживающим! Какой восторг оно вызвало у нас! Женщины выбрасывали из окон своих детей, но мы тут же их расстреливали. Русские свиньи визжали, как полоумные, а мы смеялись».
Это то, что за гранью не только человечности, но и разума. При использовании таких документальных текстов в пьесе возникла эмоциональная воронка, затягивающая зрителя в бездну. Тогда и возникла мысль, что необходимы письма наших советских солдат, их отцов, матерей, жён.
Посмотрите, сколько в них любви, тревоги за близких, надежды, веры в победу и любви к Родине: «Как я счастлива, мой любимый! Неповторимо. От тебя письмо! Первое почти за три месяца! Я знаю — ты писал. И часто. Но где они? На военных дорогах, они не нашли пути к моему сердцу. Как я их ждала! Как страстно ждут ваших писем солдатские жены и матери. В них видят они свет жизни своей».
Или письмо солдата семье: «Дорогая моя семья, пять ваших писем получил и всю ночь читал, по несколько раз каждое. Я так обрадовался, будто повидался с вами. Вы пишите в своих письма, и ты, Мотя, и ребята, что вы обо мне тревожитесь. Не надо. Сейчас нам всем надо быть крепкими. Хорошо, что вы все: матери, сестры, братья, родные и близкие — вместе с нами куете победу. Конечно, жаль погибнуть, но и в то же время я готов умереть, если смерть приблизит час победы, вы, мои родные, будете жить замечательно, будете о нас петь замечательные песни, будете с гордо поднятой головой и будете говорить, что ваш отец погиб честно в борьбе за Родину, за её освобождение».
Или письмо отца воюющему сыну: «Любезный наш сынок! Милая семья твоя вся подобру-поздорову, живёт дружно, а мы им во всём помогаем. Мать твоя молится за тебя. Твой старший из обувки вырос, а я ему свои сапоги отдал. Перебьёмся! И всё наладится. О нас не горюй. Вчера колхоз послал вам, фронту, слезами окроплённый наш хлебец. Воюйте, милые, спасайте Россию! Только Христом-Богом просим — береги себя, если это можно».
Как Вы относитесь к чисто документальному театру, вербатиму, где драматург ничего не добавляет к реальности? Ведь в «Пепле» после реальных писем в финале идёт текст художественный, написанный от лица убитого немецкого солдата. Получается сочетание документальных и художественных средств.
Это — логичное завершение пьесы. Никаких долгих раздумий не было. Насчёт вербатима или докудрамы скажу так: если они созданы талантливо и честно, то это здорово! Классический пример: художественный фильм «Броненосец «Потёмкин», снятый век назад (1925 г.) Сергеем Эйзенштейном. До сих пор его кадры воспринимаются как кинохроника исторических событий. Так работает талант. Поиск, эксперимент – прекрасно, но нужен и дар.
Работа с документальными источниками влияет на эмоциональное состояние. Как Вы восстанавливались, работая над «Пеплом»?
С письмами солдат вермахта и их жён было невероятно тяжело работать. Временами не могла заснуть ночью, настолько они задевали. Но у меня есть палочка-выручалочка: пьесы для детей. Тут совсем другой мир: светлый, радостный, дурашливый, где можно и пошалить, и быть серьезным. Они давали возможность переключаться.
У Вас есть ещё одна пьеса на военную тему, о которой хотелось бы поговорить. Это «Звёздочка». В этой пьесе удивляет образ Архипа, человека, ставшего предателем, но раскаявшегося и заплатившего за свои ошибки. Вы встречали таких людей в жизни? Верите в то, что человек может измениться, а не просто выйти на свободу после совершения преступления?
Пьеса «Звёздочка» возникла не на пустом месте. В музее я увидела фотографию мамы моей одноклассницы. Директор музея рассказала её историю. Понятно, что я писала пьесу, а не публицистику, поэтому допустила некоторый вымысел. Сама же история правдива.
Архип — неоднозначный персонаж, но не отрицательный герой. Он человек легкомысленный, не очень умный, поддавшийся немецкой пропаганде, желающий получить без усилий от жизни всё необходимое. Отсюда и его предательство. Когда же он сталкивается с реальностью, осознает, что принесли фашисты в его город, в его страну, то говорит: «Да разве об таком я думал? Теперь уж и не выкрутиться. Либо сам в петлю лезь, либо…» Через осознание, через покаяние Архип меняется, меняется его отношение к жизни.
Пьеса «Звёздочка» вышла в финал конкурса Гильдии Драматургов России «С любовью к Отчизне», была поставлена в Туапсинском театре юного зрителя.